Впервые в России музыканты начнут получать деньги за трансляцию своих фонограмм в радиоэфире. При посредничестве Российской академии радио (РАР) ведущие радиостанции и Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС) подписали договоры о выплате исполнителям и звукозаписывающим компаниям вознаграждения за использование их фонограмм, опубликованных в коммерческих целях. Об этом на пресс-конференции в РИА Новости рассказал гендиректор ВОИС Андрей Кричевский. Он отметил, что эти документы сыграют ключевую роль в установлении цивилизованных отношений между правообладателями и радиосообществом.
Первые шаги
Пионерами в сфере выплат за смежные права российским правообладателям из радиостанций стали «Авторадио», «Юмор FM», «Радио Energy», «Радио Алла», «Радио Максимум», «Европа +», «Love radio» и «Best-FM».
По словам Кричевского, ВОИС, которая 6 августа этого года получила госаккредитацию на сбор, распределение и выплату вознаграждения в сфере защиты прав музыкантов-исполнителей и рекорд-компаний при публичном использовании их фонограмм, сразу начала активную деятельность по работе с пользователями, которые и должны платить вознаграждения правообладателям. В частности, она провела трехмесячные переговоры по согласованию ставок и условий договоров с радиостанциями.
«Для каждого отдельно взятого исполнителя или изготовителя фонограммы достаточно проблематично по всей стране защищать свои права при постоянном публичном использовании его фонограмм, при котором не требуется его согласия», – сказал Кричевский.
Например, такого согласия не требуется при использовании музыкальных произведений на дискотеках, в магазинах, ресторанах, кафе, на радио, телевидении и так далее. Вместе с тем, по нормам российского законодательства, за использование фонограмм, опубликованных в коммерческих целях, должны следовать обязательные выплаты вознаграждения правообладателям, к которым относятся исполнители и изготовители фонограмм.
«Именно поэтому родился такой институт, как коллективное управление правами исполнителей и изготовителей фонограмм, который предназначен для сбора вознаграждение от пользователей, и распределения его правообладателям», – пояснил глава ВОИС.
Представители ВОИС уверены, что «соглашение с РАР и с крупнейшими радиостанциями является началом формирования правовой культуры использования объектов смежных прав вещательными организациями».
«Для нас заключение такого соглашения – это очень важный аспект, который наглядно показывает, как могут быть реализованы права исполнителей и необходимость подобных договоров с региональными радиостанциями. В первую очередь сейчас мы можем сформировать понимание и выработать определенные правила игры именно на московском рынке вещания», – сказал замгендиректора ВОИС Эрик Вальдес-Мартинес.
Цена вопроса
В настоящее время в ВОИС состоят более 3,5 тысяч правообладателей, среди которых как крупные рекорд-компании, так и известные исполнители. По данным отчета организации, за последний год исполнителям и изготовителям фонограмм, которые вошли в ВОИС, уже выплачено более 150 миллионов рублей за использование фонограмм, опубликованных в коммерческих целях.
«Мы надеемся, что следующий год станет для нас переломным, и мы, наконец, справимся с тенденцией, которая сложилась за последние 15 лет у российских пользователей – не платить за использование смежных прав», – отметил Кричевский.
ВОИС прогнозирует, что подписанные с вещателями договоры могут принести владельцам смежных прав дополнительно до 10 миллионов рублей в месяц. После сбора средств, которые выплачиваются в пользу изготовителей фонограмм и исполнителей, ВОИС делит деньги в пропорции 50 на 50 между исполнителями и изготовителями фонограмм.
В свою очередь юрисконсульт договорного отдела юридического департамента «Проф-Медиа» Тимофей Щербаков пояснил, что «вознаграждение исполнителей начисляется как процентное соотношение к доходу радиостанций, получаемого от размещения рекламы».
По данным Ассоциации коммуникационных агентств России, общий рекламный доход российских радиостанций за период с января по сентябрь 2009 года составил 6,4-6,5 миллиардов рублей.
По словам Щербакова, «руководство радиостанций считает необходимым действовать строго в рамках правового поля». «Наша задача была представить интересы рынка максимально выгодно как для радиостанций, так и для исполнителей и рекорд-компаний, права которых мы намерены соблюдать», – добавил он.
Деньги – не главное
Как рассказал Вальдес-Мартинес, «для нас главное – своевременно получать не только деньги, но и отчеты от пользователей, поскольку строго в соответствии с полученными отчетами происходит распределение и выплата вознаграждения правообладателям».
В свою очередь Кричевский отметил, что ВОИС получает отчетность не только от радиостанций, но и от предприятий общественного питания и транспорта, культурно-досуговых учреждений – ресторанов, кафе, дискотек и так далее, которые также платят вознаграждение за использование фонограмм.
«Зачастую получить отчетность от некоторых пользователей проблематично, так как у них, естественно, нет тех технологий, которыми владеют радиостанции в силу своего оборудования и базы данных. Но в любом случае, на сегодняшний день по всей стране работают представители ВОИС, которые взаимодействуют как с крупными, так и с мелкими пользователями и заключают с ними договоры о выплате вознаграждения», – сказал гендиректор ВОИС.
По его словам, контроль автоматизирован: в случае неполучения платежей, пользователь получает уведомление о допущенных им нарушениях, а в случае непринятия мер, ВОИС будет обращаться в суд. В перспективе организация намерена работать в области соблюдения прав исполнителей и изготовителей фонограмм в сфере телевидения и интернета.
«Сейчас ВОИС ведет переговоры с некоторыми вещательными организациями в формате телевидения, а также видит направления в Интернете, где наша организация могла бы работать, хотя с точки зрения закона область прав здесь не позволяет ВОИС в полной мере регулировать интересы исполнителей и изготовителей», – сказал Кричевский.
Гендиректор ВОИС выразил надежду, что уже в самое ближайшее время все пользователи РФ начнут выплачивать вознаграждения за публичное исполнение фонограмм, опубликованных в коммерческих целях.
«Но, боюсь, что данная надежда пока останется только надеждой. Это длительная работа и охват всей территории РФ будет достигнут точно не в ближайший год. Аккредитация дана нам на 5 лет, и думаю, что за это время мы справимся», – заключил он.
Оригинал статьи опубликован на сайте РИА Новости