Владимир Павлович Овчинников — знаменитый российский пианист, вице-президент Совета ВОИС, лауреат престижных мировых конкурсов, в числе которых Международный конкурс имени П.И. Чайковского и Международный конкурс пианистов в Лидсе – во время своего визита на Мальту рассказал редакции «Мальтийского вестника» об истории своих взаимоотношений с островом, музыкальном образовании и концертной программе.
— Какова история ваших взаимоотношений с Мальтой?
— Давным-давно, еще в прошлом веке, я приезжал сюда давать концерты в Маноэль Театре. В то время я работал в Манчестерском королевском колледже, и у меня, после победы в Международном конкурсе пианистов в Лидсе, была серия концертов по всей Европе. Так я попал на Мальту впервые. Потом судьба бросала меня и в Японию, и в Америку, но сложилось так, что я снова прибыл на Мальту, в этот раз уже в связи с конкурсом пианистов, которые Европейский Фонд Поддержки Культуры проводит по всем миру. Здесь, на Мальте, проходил в апреле прошлого года главный финал.
У меня остались очень яркие впечатления от столицы Мальты Валлетты, в которой проходили и конкурсные состязания пианистов, и концерты Мальтийского международного музыкального фестиваля, где присутствовал, например, легендарный Гия Канчели. Современный молодой композитор Алексей Шор выступил в качестве композитора-резидента фестиваля.
Это был подлинный музыкальный праздник с очень большим количеством слушателей. В связи с участием в фестивале многих известных музыкантов и различных коллективов, это событие, как мне кажется, прогремело на всю Европу. Важно отметить, что и конкурс, и фестиваль становятся традиционными. Благодаря ярким музыкальным впечатлениям, я очень полюбил Валлетту, а также людей, которые работали на этом фестивале. В одном из предыдущих интервью я назвал Мальту островом радости, потому что это очень красивая и исторически невероятно интересная страна, где каждый камень с богатой историей отправляет нас в глубину веков. И для меня теперь здесь все окрашено в музыкальные тона. Я считаю, что приезд на Мальту — незабываемое и впечатляющее событие для каждого гостя острова.
— Празднование Православного Рождества — тоже одна из прекрасных традиций Мальты. Как сложилось так, что вы прибыли на остров уже ради этого события?
— Когда меня пригласил Константин Ишханов, я с удовольствием согласился. И у этого выступления есть тоже своя история. В этом году состоится Международный конкурс пианистов имени П.И. Чайковского. Я буду присутствовать в жюри этого конкурса по приглашению Дениса Мацуева. У меня уже был один концерт в рамках конкурса им. П. И. Чайковского, когда я играл вместе с Питером Донохоу, с которым мы разделили первый приз конкурса Чайковского в 1982 г.
В этот раз у меня была идея представить произведения Петра Ильича Чайковского в каком-то новом ракурсе. Идея оформилась в творческом сотрудничестве с Сергеем Жилиным, который ведает всей музыкальной частью известного российского телевизионного шоу «Голос». Мы решили объединить классику и джаз в одном концерте. В первом отделении я буду играть «Времена года» Чайковского, а во втором отделении Сергей Жилин с его джазовым трио исполнит часть этих же произведений, но уже в джазовой обработке. Концерт состоится на легендарной сцене Большого зала Московской консерватории. Первую часть концерта я исполнил на Мальте.
— Какие чувства вы вложили в исполнение этой концертной программы на Мальте, в Русской часовне?
— На Новый год и в Рождество мы всегда думаем о будущем, строим творческие планы, мечтаем и верим, что самые невероятные фантазии обязательно случатся. Поэтому, как мне кажется, это самое подходящее время окунуться в атмосферу прекрасной музыки, которую многие из нас знают с детства. Такая музыка помогает нам начать год с очень теплых мыслей и чувств, окунуться в воспоминания и задуматься о том, что нас ждет. Я посвятил эту концертную программу именно будущему, которое всегда должно быть лучше, чем прошлое. И одновременно хотелось создать атмосферу тепла и уюта, знакомого с детства через гениальную и столь популярную музыку Чайковского.
— Вы несколько лет руководили Центральной музыкальной школой в Москве. Как вы оцениваете те изменения, которые переживала и переживает система музыкального воспитания в России?
— Времена меняются, изменяется и отношение к музыкальному образованию. Не так давно мы переживали тяжелый период, эпоху перестройки, когда было трудно думать о развитии культуры. Люди занимались просто выживанием, фокусировались не на созидании, а на торговле. Внимание к искусству возвращается тогда, когда страна начинает восстанавливаться, когда есть время подумать о прекрасном и непреходящем, сосредоточиться на возвращении культурных традиций, которые, слава Богу, у нас всегда были очень сильными. Хорошо, что эти традиции продолжают существовать. Замечательно, что ощущается поддержка со стороны государства.
Работая в сфере музыкальной педагогики, я замечаю, что интерес к этим занятиям возвращается, что очень важно. Конечно, далеко не все ученики музыкальных школ станут профессиональными музыкантами, но главное, что занятия музыкой совершенствуют человека, заставляют его думать, чувствовать, доводить любое дело до конца с отличным результатом. У нас существует очень сильная система музыкального образования, некоторые ее элементы были утрачены, но сейчас все возвращается на круги своя. Главное, что традиции у нас не только сохраняются, но и активно развиваются.
По опыту знаю, что человек, который занимается музыкой и намерен выучить пьесу на музыкальном инструменте, должен быть очень сосредоточен, внимателен. Он должен выдать результат, который будет радовать других людей, и для того, чтобы запустить этот процесс и довести его до конца, следует быть очень умным, внимательным, сосредоточенным, эмоциональным и т.д.
Я знаю людей, которые становились прекрасными компьютерщиками, имея за плечами музыкальный опыт. Музыка — это абстрактное искусство, оно сродни математике. Я считаю, что музыкальное образование нужно всем детям, начиная с детского сада.
Мы должны сохранять, всячески поддерживать и развивать музыкальную культуру нашей нации, которая дала миру столько известных имен от Глинки, Мусоргского и Чайковского до Шостаковича, Прокофьева, Рахманинова — это не просто музыканты, которыми гордится наша страна: их творчество — огромная часть мировой культуры. С этой точки зрения отрадно отметить, что на Мальте в Русской часовне были исполнены произведения Петра Ильича Чайковского.
— Одним из организаторов концерта, посвященного празднованию Православного Рождества на Мальте, является Европейский Фонд Поддержки Культуры. Есть ли у вас планы дальнейших совместных проектов по популяризации классической музыки?
— Думаю, что в наступившем 2019 году у нас будут еще концерты, которые мы осуществим совместно с Фондом. Президент ЕФПК Константин Ишханов активно начал привлекать меня к различным проектам, и я благодарен ему за это. У Константина Ишханова очень хорошая команда, которая работает серьезно и по-деловому. То, что они делают, всегда становится важным событием, а сам Фонд приобретает все большую известность. Значит, количество интересных мероприятий существенно увеличится. И о них будут знать и говорить!