На закрытой презентации биржи интеллектуальной собственности IPEX состоялась первая цифровая сделка по передаче прав на музыкальную композицию. За десять минут генеральный директор студии «Союз» Александр Бочков согласовал условия и заключил лицензионный договор с музыкальным сервисом FONMIX на использование в маркетинговых целях вирусного трека этого лета «По кайфу» Олега Кензова. При этом платеж по договору был получен сразу, подчеркнула «Российская газета».
Презентация новой платформы, входящей в блокчейн-инфраструктуру IPChain, прошла в присутствии топ-менеджеров ведущих рекорд-компаний и лейблов страны. Цифровая биржа IPEX дала новые возможности для оборота любых видов и форм объектов корпоративного и индивидуального творчества. Платформа позволяет создателям, владельцам и пользователям интеллектуальной собственности (IP) взаимодействовать без посредников в каждой точке мира. В результате они могут эффективно использовать и монетизировать оригинальный контент. Появляется опция сбора собственных коллекций и портфелей, согласования условий сделки, управления своими активами на глобальном рынке с учетом законодательства конкретных стран и многое другое.
Цифровая платформа IPEX была разработана в сотрудничестве с активными участниками рынка и с учетом их актуальных пожеланий и запросов, пояснил президент Ассоциации IPChain Андрей Кричевский. «Музыкальная индустрия крайне прагматична. Для нее блокчейн долгое время оставался интересным, но не особо понятным инструментом. Сейчас мы наконец готовы дать конкретный ответ на вопрос наших коллег «зачем». IPEX нацелен на формирование комфортной среды для совместной работы лейблов и артистов и увеличение объема музыкального рынка в целом», – отметил глава Ассоциации.
Возможности платформы впечатлили участников презентации. «Прикольная тема – пришел и за пару минут заработал несколько десятков тысяч рублей», – прокомментировал генеральный директор студии «Союз».
IPEX способна проводить сделки не только с музыкальным контентом, но и с самыми разными видами интеллектуальной собственности – кино, текстами, товарными знаками и любыми другими объектами, которые есть в обороте, рассказала управляющий IT-портфелем Ассоциации IPChain и генеральный директор FONMIX Валерия Брусникина: «Раньше каждая сделка с ними предполагала очень длительные и, как следствие, дорогостоящие процессы. Теперь об этом всем можно забыть, так как этот оборот приобрел цифровые очертания».
Аудиторией неслучайно стали именно представители лейблов и рекорд-студий, ведь музыкальная индустрия – это одна из наиболее активных частей рынка интеллектуальной собственности. Последние годы стремительно растет уровень потребления музыкального контента. К примеру, в нашей стране объем российского музыкального рынка по итогам 2018 года составил 596 млн долларов, что на 4,3% больше показателя предыдущего года, и, согласно прогнозам, темпы роста падать не будут ближайшие пять лет. Безусловным драйвером развития индустрии стал стриминг.
Как раз благодаря появлению стриминговых платформ молодые музыканты стали активнее продвигать свое творчество на широкую публику. Сейчас Россия – один из мировых лидеров по доле пользователей подобных площадок. В стране 87% потребления музыки приходится на цифровые сервисы – в сравнении с общемировым показателем в 61%. И хотя рост выручки стриминговых платформ на российском рынке стабильно растет (в 2018 году их доход составил 51 млн долларов, на 48% больше, чем в 2017-м, и к 2023 году достигнет 134 миллиона долларов), это мало отражается на благосостоянии самих исполнителей. Не решены проблемы пиратства, низких отчислений авторам со стороны сервисов и многие другие. Монетизировать творчество онлайн все еще трудно. Как начинающим, так и малоизвестным артистам нередко приходится либо подписывать невыгодные контракты с лейблами, либо пытаться самостоятельно защищать свои права.
Появление IPEX – это очевидный плюс для индустрии, считает генеральный директор CD Land Contact Юрий Цейтлин: «Лейблам приходится держать штат менеджеров для централизации, постоянного общения, переговоров, бумажной работы и так далее. IPEX же значительно облегчит их работу, а также откроет доступ к новым предложениям, сделает более удобной синхронизацию индустрии, правообладателей, телеканалов, рекламы. Это супертема: все четко и понятно, есть контакты, можно задать условия сделки, проверить бренд или объект перед заключением договора, посмотреть, охраняется ли, кто правообладатель и так далее».
Участники отрасли давно заинтересованы в появлении цифровой инфраструктуры для прямого диалога с авторами контента и правообладателями, напомнил председатель правления Российского авторского общества Максим Дмитриев: «Мы только на днях обсуждали с коллегами из «Европейской медиагруппы» возможности использования музыкальных произведений в подкастах. Биржа IPEX как раз поможет сторонам в таких случаях общаться напрямую, размещать запросы на использование объектов и в целом формировать рынок и ценообразование на нем. IPEX открывает дорогу в цифровой век».
«За такими цифровыми решениями – будущее, и хорошо, что оно уже начало наступать», – добавил генеральный продюсер Zhara Music Бахтияр Алиев. Теперь, считает он, дальнейшее развитие платформы будет зависеть от того, насколько активно сильные представители рынка станут участвовать в его функционировании и наполнении контентом.
На презентации также присутствовали заместитель генерального директора по вопросам бизнеса и внешним связям Warner Music Russia Ольга Ким, генеральный директор «Издательства Монолит» Олег Некрасов, руководитель отдела кино и ТВ «Первого музыкального издательства» Анна Лукинова, музыкальный продюсер Алексей Лукинов, генеральный директор музыкального издательства Ray Records Наталья Петушина, директор по развитию ООО «Национальный Цифровой Агрегатор» Александр Боровков, продюсеры Media Land Павел Каюров и Дана Паринбетова, генеральный директор лейбла Gamma Music Сергей Олькин, продюсер компании Velvet Music Лиана Меладзе, концертный директор лейбла Respect Production Руслан Муннибаев, руководитель департамента маркетинга в CD Land Group Ирина Мелехова, глава «Мазай коммуникейшенс» Андрей Чеснов, глава Navigator Records Алексей Козин и генеральный директор и продюсер лейбла StartUp Music Валерий Дробыш.
IPEX – узел инфраструктуры доверия IPChain, работа которой строится на блокчейн-технологиях. На сегодняшний день среди узлов распределенного реестра находятся такие ключевые участники рынка, как Российское авторское общество (РАО), Фонд «Сколково», сервис для легального фонового аудио- и видеооформления коммерческих объектов FONMIX, Роспатент, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, международный сервис для учета, хранения и оборота прав на объекты интеллектуальной собственности n’RIS, Ассоциация предметного дизайна (АСПД), Банк авторских прав, Суд по интеллектуальным правам, Роснано и другие.