Легендарный композитор, почетный президент Совета Всероссийской организации интеллектуальной собственности (ВОИС) Эдуард Артемьев посетил Государственную филармонию Кузбасса в связи с исполнением его симфонической сюиты «Алтайский сказ. Полет над временем».
Народный артист Российской Федерации поговорил с журналистами о музыке, вдохновении и своих дальнейших творческих планах.
В частности, он рассказал об идее создания «Алтайского сказа» – по словам маэстро, она принадлежит Барнаульской филармонии.
«Из моего творчества отобрали несколько интересующих тем, и из этого мы собрали кантату. Вообще фольклор и профессиональная музыка – одно целое великого тела музыки. Здесь я пытался фольклор, который связан с Алтаем, удивительное горловое пение, необычайные инструменты с почти человеческим голосом внедрить в симфоническое полотно. Думаю, что это перспективный путь – не просто копировать, а окружать натуральное исполнение народных певцов и исполнителей на разных инструментах некоей симфонической структурой», – отметил композитор.
Как рассказал Эдуард Николаевич, свое собственное ощущение музыки у него сложилось еще в юности – когда он сочинял для фильма Андрея Тарковского «Солярис».
«Музыкальные инструменты, музыка – малая часть всего гигантского звучащего мира. Это мир для меня неразделим. Мир музыки бесконечен, особенно когда вторглись электроника и технологии, то появилась возможность, даже возникла необходимость объединить весь звуковой мир, который нас окружает. Мир звуков – это мой мир», – констатировал композитор.
Он добавил, что звуки можно синтезировать самым разным образом, главное – неиссякаемое желание сочинять.
«Как складывается музыка – никто этого не скажет. Это непонятно. Бывает, идея может возникнуть от звука ворот, от чужой песенки какое-то влияние может закрутиться в свою историю. Но главное – когда есть желание сочинить, это неистребимо», – резюмировал маэстро.
В рамках встречи была затронута и тема электронной музыки. Композитор рассказал, что застал расцвет этого направления – «когда были полны залы, были слушатели авангардной электронной музыки, как бы не связанной с чувствами, это просто некий созданный мир, как Брэдбери создавал свой».
«Я помню поразительное сочинение французского композитора Френсиса Баила «Одиночество»: холодное нечеловеческое пространство электроакустической музыки обрывается вдруг, постепенно рок захватывает, и все это превращается в один звук, такой одинокий-одинокий. Потом чувствуешь себя совершенно опустошенным… Я много ездил по фестивалям в свое время», – пояснил Артемьев.
Говоря о своих творческих планах, композитор подчеркнул, что уже составил план проектов, которые хотел бы реализовать.
«У меня несколько незаконченных сочинений, вполне традиционных, я бы хотел их завершить. Есть два мюзикла – один по известному фильму «Раба любви». Второй мюзикл – «Три товарища» по Ремарку», – прокомментировал Эдуард Артемьев.
В завершение беседы маэстро рассуждал о вдохновении, которое, он считает, рождается в ежедневном труде.
«А потом возникает и желание. Ограничение – это организация, форма, всего лишь ваше ощущение ограничения. Чайковский сказал: «Вдохновение – редкая гостья». Нужно работать, и больше ничего. Я тоже тружусь каждый день. Это стало необходимостью. И ничем другим уже не могу заниматься», – заключил Эдуард Артемьев.