Николай Расторгуев – известный эстрадный исполнитель, музыкант, Народный и Заслуженный артист Российской Федерации, член Совета Всероссийской Организации Интеллектуальной Собственности, общественный деятель, депутат Государственной Думы РФ в интервью газете «Известия» подробно ответил на вопросы, касающиеся защиты авторских прав в России. Он также дал оценку важности института интеллектуальной собственности и значимости работы Российского Авторского Общества для российской творческой интеллигенции.
Пару недель назад по ряду СМИ, а потом и на интернет-сайтах прокатилась волна возмущения. В Самаре у хора ветеранов якобы потребовали заплатить за исполнение фронтовых песен. Публикации вызвали большой резонанс.
Эмилия Деменцова попросила прокомментировать их Николая Расторгуева. Не только как певца, но и как депутата Госдумы.
НИКОЛАЙ РАСТОРГУЕВ: Убежден, что противная история получилась, ничего не скажешь. Я сразу не поверил в нее. Все-таки ветеранов у нас уважают. Своей жизнью мы обязаны им. И я не обманулся. Действительно, от ветеранов никто ничего не требовал. Они могут свободно нести память о тех страшных днях, о которых молодое поколение зачастую не имеет ни малейшего представления. Все требования, по моему мнению, касались районной администрации, а не ветеранов. Все было по закону. А получилось как «Сочинение ко Дню Победы». Фильм был такой.
ИЗВЕСТИЯ: Ради чего же тогда, на ваш взгляд, понадобилось сочинять подобную историю и раздувать ее до таких масштабов?
РАСТОРГУЕВ: Это надо спрашивать у «сочинителей». Думаю, кому-то захотелось опорочить Российское авторское общество. Ведь, подумайте, инцидент сентября прошлого года придвинули к нынешнему Дню Победы, чтобы реакция была поострее. Гнусно это. А Авторское общество право, конечно. Устроители концертов обязаны платить. Не было бы авторов, не было бы и концертов. Организаторы же получают доход oт своей работы, так почему авторы песен и музыки не должны получать денег за свой труд? Это, поверьте, не так просто что-то сочинить. Я говорю о творчестве. Слухи изобретать, конечно, легче.
И: Чего ради?
РАСТОРГУЕВ: Организаторы должны платить "авторские" в РАО, а они задаются вашим вопросом: «Чего ради?». Люди, хорошо и достойно делающие свое дело, всегда кому-то мешают. А тут еще и денег им плати?! РАО не АО, не надо путать его с акционерным обществом, здесь ни на ком не зарабатывают. Здесь помогают, защищают права. А о том, что на полученные от творчества деньги композиторы и авторы смогут снова сочинять песни, которые будут исполнять, люди, замутившие эту историю, не задумываются. Они, по сути, идут против самих себя. Нельзя свободно творить, если в голове только мысль о куске хлеба. Нужно понимать, что твой труд нужен, а это выражается и материально. И вообще это подловато укрываться за спинами ветеранов. Они в тяжелое время не прятались за спинами товарищей. А сегодня ими прикрываются, чтобы не платить то, что положено по закону.
И: После этой истории стали говорить о поправках, которые по инициативе РАО могут быть внесены в законодательство. Вы, как депутат Государственной думы, в курсе?
РАСТОРГУЕВ: Разумеется. Речь идет об изменениях, согласно которым песни военных лет на мероприятиях, приуроченных ко Дню Победы, можно будет петь без выплаты авторских отчислений. Каждый год.
И: Придя в Госдуму, одним из важных направлений своей работы вы провозгласили защиту авторских прав. О проблемах в этой области говорят и пишут ежедневно. Неужели все так плохо?
РАСТОРГУЕВ: Картина, конечно, невеселая. Проблема, как всегда, не в отсутствии необходимых норм закона, а в его исполнении. Механизм защиты авторских прав у нас создан. Он работает и довольно эффективно. Но всегда ведь находятся и те, для кого закон не писан. Не заплатил налогов, авторских отчислений и ходит героем. Надо понять, что неплательщики – это нарушители, а не герои. Неуплата – это воровство, а не доблесть. Можно только позавидовать хитрости этих людей. Вспомните совсем недавнюю активную борьбу с пиратской продукцией. Теперь и у пиратов проблемы. Цена лицензионной продукции порой находится на одном уровне с пиратской, но не покупают ни то, ни другое. В век интернета все скачивают. Фильмы, музыку, электронные книги. Это в порядке вещей. Никто и не думает, что нарушает закон. Но ведь нарушает.
И: Может, стоит учитывать зарубежный опыт?
РАСТОРГУЕВ: Надо учитывать все. Но ведь и на Западе механизма абсолютной защиты не создано. Кстати, западные звукозаписывающие компании на российском рынке действуют не очень-то и добросовестно. Компании-мейджоры, например, явно демонстрируют намерения захватить российский mp3-рынок, вытеснив отечественные музыкальные интернет-магазины. Национальная независимость может быть подорвана. Не буду лукавить, конечно, «в Европах» авторам во многом комфортнее. Они сидят в своих студиях и спокойно занимаются творчеством. Там суммы «авторских» несравнимо выше, чем у нас. Мы лояльнее, от того наши артисты вынуждены изматывать себя постоянными концертами и выступлениями. А Россия велика.
И: Как в вашей песне «От Волги и до Енисея»…
РАСТОРГУЕВ: Совершенно верно. Когда отыгрываешь несколько концертов в день, то кажется, что именно такое расстояние и отшагал. Потом не успеваешь опомниться, и уже на больничной койке.
И: После перенесенной вами болезни не тяжело было взваливать на себя груз депутатской работы? Это при вашей концертной загрузке.
РАСТОРГУЕВ: Если скажу, что не тяжело, конечно, слукавлю. Но в какой-то момент почувствовал, что могу быть полезен в этой области. Я ведь не понаслышке знаю, с какими проблемами сталкиваются артисты и вообще люди, занимающиеся творчеством. Они всегда уязвимы. В общем, есть над чем работать и расслабляться нельзя.
И: Значит, «огонь по нарушителям закона»?
РАСТОРГУЕВ: Для начала сигнальный. Нужно не только наказывать, но и разъяснять, воспитывать. Ну, а уж если не поймут, то будем бить из всех орудий.
Интервью опубликовано в газете «Известия» от 07.04.2010 г.