В мае 2018 года три города встречали Второй Международной молодёжный фестиваль им. П.И. Чайковского. Генеральный директор Ассоциации лауреатов конкурса им. Чайковского Андрей Щербак и пианист, народный артист РФ, вице-президент Совета ВОИС Владимир Овчинников рассказали о миссии фестиваля и особенностях детского музыкального образования, поделились впечатлениями от последнего юношеского конкурса им. Чайковского.
– Как возникла идея создания Международного молодёжного фестиваля им. П. И. Чайковского?
А.Щ.: Идея фестиваля возникла у руководства Ассоциации лауреатов международного конкурса им. П. И. Чайковского потому, что лауреаты юношеского конкурса Чайковского должны иметь возможность выступать, играть на престижных концертных площадках. Поскольку много хороших молодых музыкантов проявили себя на юношеских конкурсах, мы решили сделать такой фестиваль, объединивший победителей, участников и тех, кто, ещё планирует участие в конкурсе. В прошлом году фестиваль прошёл в двух городах – Москве и Клину. Особенность нынешнего фестиваля в том, что, он проводился уже в трёх городах: Москве, Клину и Санкт-Петербурге – городе, с которым связана жизнь и творчество композитора. Впервые в этом году три концерта прошли в сопровождении симфонического оркестра, и что особенно важно, один состоялся в одном из самых престижных залов – в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца, где проводятся торжественные церемонии. Этот концерт прошёл в сопровождении Президентского оркестра РФ под управлением главного дирижёра оркестра Дмитрия Барсукова и заслуженного артиста России Юрия Ткаченко. На этом концерте выступали по одному представителю из 7 стран мира. Закрытие фестиваля проходило в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии в сопровождении симфонического оркестра Ленинградской области «Таврический» (главный дирижёр – Михаил Голиков). Другая особенность фестиваля этого года – участие молодых композиторов.
– Это как-то связано с конкурсом?
А.Щ.: Нет, пока не связано, но я раскрою секрет. Мы думаем ввести в сам конкурс номинацию «композиция», нам кажется, это будет интересным шагом в развитии. А на этом фестивале мы хотели сделать первые смотрины, поэтому пригласили композиторов разного возраста от 10 до 27 лет. Концерты состоялись в камерном зале Московской филармонии и Союзе композиторов. Молодые композиторы представили разнообразную программу из камерно-инструментальных, вокальных сочинений, а также импровизаций. Интересно отметить импровизации в исполнении Святослава Оводова и пьесу «Мастер и чернокнижник» самого юного участника – Георгия Евсеева.
– Каким образом осуществлялось руководство фестиваля?
В.О.: Общее руководство фестивалем осуществляется Ассоциацией (генеральный директор Андрей Щербак). В то же время у нас появилась новая структура – её молодежная секция, которую возглавляет Анастасия Ушакова. Важно, что молодые музыканты сами активно участвуют в формировании программы.
– В программе фестиваля заявлены не только молодые музыканты, но и мэтры.
В.О.: Да, действительно, мы приглашаем известных музыкантов, как участников концертов, так и мастер-классов. Причём мы приглашаем музыкантов, играющих на разных инструментах. В последнем фестивале принимали участие Даниил Крамер, Игорь Фёдоров, Вероника Кожухарова, Гайк Казазян и Граф Муржа, Кирилл Родин и Мария Чайковская, Ирина Бочкова, Александр Вершинин и Денис Чефанов, Андрей Микита.
– Планируете ли вы в будущем расширять географию фестиваля?
В.О.: Расширение географии связано, прежде всего, с жизнью и творчеством Чайковского. Здесь сразу возникает образ Италии, достаточно вспомнить его симфонические произведения «Франческа да Римини», «Ромео и Джульетта», «Итальянское каприччио». Уже разработан проект и названы возможные города проведения фестиваля: это Бари, Верона, Флоренция, Неаполь. Интересно было бы в географии конкурса видеть город Воткинск, где композитор родился и провёл детство.
– Растет ли количество талантливых детей в России и в мире?
В.О.: Однажды мой первый педагог Анна Даниловна Артоболевская сказала: «Все дети рождаются талантливыми». Наша задача – не только выявлять таланты, но и привлекать к музыке с самого раннего возраста в центральных музыкальных школах – с 4-5 лет. Другой формой выявления талантов является участие юных музыкантов в различных конкурсах. К сожалению, сегодня многие конкурсы превращаются в шоу и мало что дают для развития творческой личности. Но истинный талант может раскрыться не только благодаря специализированным школам. Нужно отдать должное обычным музыкальным школам, где работают талантливые педагоги и воспитываются будущие звезды. Самое актуальное для этих школ – оснащение музыкальными инструментами
– А если подобные школы в других странах?
В.О.: Советский опыт в данной области воспринят многими странами. Они есть и в Азии, и Европе, и в США. Особенно впечатляет достижение азиатской музыкальной школы, которая сформировалась на сегодняшний день и, пожалуй, нет ни одного конкурса, где её представители не становились бы лауреатами.
– Что стало главным открытием для вас на последнем Юношеском конкурсе им. Чайковского?
В.О.: Конечно, я не следил за всеми номинациями, хотя знаю результаты конкурса. Во всех номинациях появились яркие таланты, признанные на национальном уровне и ожидающие международного признания. Это будущая музыкальная элита. В этой связи хочу упомянуть пианиста из США – Кайла Ху. По мнению авторитетных музыкантов, уже сейчас он может составить серьезную конкуренцию на взрослых конкурсах. Насколько мне известно, он занимался с тремя педагогами, один из которых русский. Я знаю несколько музыкантов, которые уже сейчас готовятся ко «взрослому» конкурсу Чайковского. Конечно, каждый конкурс преподносит массу сюрпризов. Нельзя не отметить ярчайших молодых пианистов Ланг Ланга и Александра Малофеева – это наши победители прошлых лет. А на последнем конкурсе в Астане 3-ю премию в номинации «фортепиано» разделили две студентки ЦМШ Анастасия Махамендрикова и Мария Андреева. Уникальность Марии Андреевой в том, что она успешно осваивает две специальности: скрипку и фортепиано. И на предыдущем, девятом конкурсе в Новосибирске она стала победителем в номинации «скрипка». Во время обучения в летней школе «Сириус» на прямой вопрос президенту о возможности заниматься по двум специальностям, Мария получила положительный ответ и соответствующую поддержку.
– С какими проблемами сталкивается начальное музыкальное образование в стране?
В.О.: Прежде всего, это оснащение музыкальными инструментами. В нашей стране отсутствует производство каких-либо музыкальных инструментов и это пагубно сказывается на образовании. Вторая проблема – отсутствие глубокого системного образования в таких общегуманитарных предметах, как история, литература, эстетика. Без этого набора нельзя быть разносторонним и профессиональным музыкантом. И последнее: возможность повышения квалификации педагогических кадров. Реальный выход мы видим в создании сети дистанционного музыкального образования с использованием системы «дисклавир». У нас есть большой опыт работы с Владивостоком, Пермью…Последний подобный урок собрал 92 участника в одном из университетов Сеула.
– Участвует ли Ассоциация в судьбе победителей конкурса?
В.О.: Долгое время у Ассоциации было соглашение, по которому лауреаты первых трёх премий допускались ко взрослому конкурсу без предварительных прослушиваний. Такое взаимодействие дало замечательные результаты. Более 15 дарований стали лауреатами Международного конкурса им. П.И. Чайковского. Последние 2-3 конкурса, такая связь, к сожалению, прервалась, но мы не теряем надежды, что преемственность всё же сохранится, т.к. программы конкурсов схожи, и мы рекомендуем только подготовленных музыкантов. Мы планируем обсуждать этот вопрос с оргкомитетом конкурса. Что касается гастролей, участия в концертах, фестивалях, наши возможности ограничены, хотя мы имеем контракты с музыкантами. К сожалению, работа с юными музыкантами, даже с самыми талантливыми, не представляет коммерческого интереса. Поэтому, чтобы изменить ситуацию, очередной нашей задачей будет создание профессиональной продюсерской компании. Важно сохранять отношения с нашим постоянным партнёром – Музеем-заповедником Чайковского в Клину и подобными творческими организациями.
– И в заключение нашей беседы, дайте совет, как стать звездой?
В.О.: Я дам традиционный ответ. Давайте вспомним легендарные имена: Джон Лилл, Ван Клайберн, Лев Власенко, Святослав Рихтер. Всех их объединяет два бесспорных качества: талант и яркая индивидуальность. Ещё одно качество, которое скрыто от публики, – ежедневный труд, начиная с пятилетнего возраста и на протяжении всей жизни. То же самое можно сказать и о таких современных музыкантах, как Марта Аргерих, Барри Дуглас, Анне-Софи Муттер, Денис Мацуев и многих других. Ещё один необходимый компонент – это удача и профессиональная заинтересованность импресарио. Но как бы ни складывалась судьба музыканта, и какая бы ни была аудитория, музыкант должен быть благодарен судьбе, к которой, возможно, прикоснулся сам Бог…