Президент Совета Всероссийской организации интеллектуальной собственности (ВОИС), композитор Эдуард Артемьев рассказал «Аргументам и фактам» о сотрудничестве с Тарковским, считает ли он себя мастером электронной музыки и о том, почему он бросил Голливуд.
Эдуард Артемьев — настоящая легенда, написавший музыку к картинам «Солярис», «Зеркало», «Сталкер» Андрея Тарковского, «Раба любви, «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» Никиты Михалкова, «Сибириада» Андрона Кончаловского, «Курьер», «Город Зеро» Карена Шахназарова и десяткам других знаменитых картин.
С Андреем Тарковским Артемьев познакомился в 1970 году в гостях у художника Михаила Ромадина. Когда разговор зашёл об электронной музыке, Тарковский вдруг проявил к этой теме интерес, сказав, что ему в новый фильм нужен необычный саундтрек. Режиссёр и композитор договорились, что Тарковский придет к Артемьеву в Студию электронной музыки. Услышав, какие звуки издаёт синтезатор «АНС» — новый музыкальный инструмент, сконструированный советским инженером Евгением Мурзиным, Тарковский долго вникал в способы обработки звука, заметив, что музыка эта несколько холодновата.
Через несколько месяцев Тарковский разыскал Артемьева и попросил написать музыку для «Соляриса». «Главной задачей композитора в „Солярисе“ Тарковский видел создание специфического звукового мира планеты-океана, космической станции — пристанища землян и, наконец, родного нашей душе мира знакомой и всегда вечно новой для нас бесконечно богатой звуковой стихии планеты Земля», — рассказывал в интервью Эдуард Николаевич.
Композитор был далеко не новичком в кино, но признавался, что был потрясен массой требований, которые выдвинул Тарковский к музыке. Долго мучаясь, Артемьев написал саундтрек, и Тарковский эту музыку использовал.
«Запись „Соляриса“ дала мне колоссальнейший опыт, который невероятно пригодился в дальнейшей работе», — говорит Артемьев. С тех пор легендарный режиссёр в качестве композитора своих картин видел только его.
Как говорит мастер, самая большая ценность электронной музыки для него заключается в том, что она может включать в себя всё — «начиная от стрекота кузнечиков и пения птиц, заканчивая симфоническим оркестром. Если мы задаем себе только один вектор музыкального выражения, то мы сами себя обедняем». Последние несколько десятков лет задача композитора — именно ассимилировать всю сумму звуков, которая существует в этом мире. Ведь Вселенная настолько огромна, объёмна, интересна. «Ограничить себя чем-то — это значит обкрадывать себя», — утверждает Артемьев.
Когда его называют мастером электронной музыки, Эдуард Николаевич протестует и говорит: «Для меня стилей не существует. Как мне хочется, так я и делаю».
Несколько лет Артемьев жил с супругой, преподавательницей музыки Изольдой Алексеевной, в Америке. Композитору говорили, что его музыка здесь «не пойдет». Но его сочинения стали активно покупать голливудские студии. Эдуарду Николаевичу нравилось жить в солнечном Лос-Анджелесе, холод и снег он ненавидит. Но пришлось перебороть нелюбовь к минусовой температуре на родине ради дружбы. Никита Михалков позвал его писать музыку к своей картине «Утомлённые солнцем». Артемьев уехал из США несмотря на то, что его агент угрожал: «Ты для Америки только начинающий музыкант. Всё потеряешь, если уедешь». Но отказать Михалкову Артемьев не мог. Дружбе знаменитых режиссёра и композитора уже несколько десятков лет, каждую неделю в воскресенье Никита Сергеевич устраивает у себя обеды, куда приходят друзья и делятся новостями.
Интересно, что Артемьев закрыт для предложений от новых режиссёров и, по его признанию, ни с кем из известных киномастеров, кроме «своего» списка, он больше не хотел бы сотрудничать. При этом даже самые прославленные голливудские мастера в этот список не входят. «Тех, с кем я работал, — достаточно, больше никого не надо. Новое лицо — это всегда тяжело. Надо находить контакт, и это самое сложное. Особенно с годами», — признавался композитор.
В быту Артемьев, как и в своей музыке, необычен. «Обычно я ложусь в постель часа в три ночи и до четырех читаю. Но бывает, что зачитываюсь… Чтобы быть в форме, мне достаточно пяти часов сна. Значит, в 9.00 я уже на ногах. Такого режима придерживаюсь больше 10 лет. Сначала — чтобы успеть выполнить заказы, а потом просто втянулся», — рассказывает в интервью мастер.
Жена Изольда Алексеевна к издержкам профессии мужа старается относиться с пониманием. Хотя, безусловно, у двух талантливых и ярких людей в семье бывают и ссоры, и напряжение. В чём же секрет такого семейного долголетия тогда?
«Главное — выдержать первые 30 лет. — Говорит Эдуард Николаевич. — Важно соблюдать христианские постулаты. Причем терпение — одна из главных добродетелей».
Источник: www.aif.by